МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
по использованию мультимедийного комплекса в учебном процессе
Уважаемый коллега!
Предлагаемый мультимедийный комплекс «Достоевский на интерактивном уроке чтения» предназначен для обучения чтению художественной литературы инофонов (В2+), билингвов и носителей русского языка. Центральным элементом комплекса является интерактивный урок чтения по рассказу Фёдора Михайловича Достоевского «Ёлка и свадьба» (16+ B2). С уроком можно знакомиться как онлайн на стационарном или мобильном устройстве, так и, скачав мобильное приложение, заниматься офлайн в любом удобном месте, даже если там нет интернета.
При создании урока была применена авторская методика1, основными принципами которой являются: использование аутентичных текстов, не подвергавшихся сокращению и/или адаптации; учёт универсальных психологических механизмов читательской деятельности и организация урока чтения по модели естественного взаимодействия читателя и книги.
Интерактивный урок чтения представлен в двух версиях «ЧИТАТЕЛЯМ» и «УЧИТЕЛЯМ». Различия версий обусловлены желанием разработчиков дать учителю большую свободу в передвижениях по уроку: версия позволяет пользователю войти в любой фрагмент урока и выбрать в нём для просмотра любое задание. Версия «ЧИТАТЕЛЯМ» предусматривает последовательное знакомство с фрагментами текста, переход к новому заданию возможен только после правильного выполнения предыдущего.
Возможно, вас удивит отсутствие лексико-грамматических заданий на этапе предтекстовой работы, но грамматических трудностей не должно быть, так как читатель уровня В2 уже владеет основами русской грамматики, а преодолению лексических трудностей в процессе чтения будут способствовать интерактивные задания с использованием когнитивных стратегий идентификации значения незнакомого слова. На этапе предтекстовой подготовки к чтению происходит краткое знакомство с автором, демонстрируется портрет писателя и др.
Поскольку обучение чтению (как и любой другой деятельности) возможно только в процессе этой деятельности, основным этапом урока чтения является притекстовый, когда происходит непосредственное восприятие художественного текста читателем. Для удобства чтения текст рассказа разделён на фрагменты, работа идёт последовательно над каждым фрагментом. К каждому фрагменту предлагается от 1 до 6 заданий в тестовом формате, цель которых состоит не в «снятии» отдельных трудностей или комментировании текста, а в том, чтобы помочь неопытному читателю «увидеть» в тексте ключевые текстовые единицы, описывающие основные компоненты ситуации текста2, и создать в своём воображении «проекцию текста» (термин Н.А. Рубакина): представить, как выглядят герои рассказа, оценить их поступки, догадаться о внутренних мотивах их поведения и т.п.
Вопросы и задания сформулированы таким образом, чтобы, с одной стороны, заинтересовав, побудить читателя к поиску ответа или решения, а с другой – при необходимости указать ему возможный путь размышлений, подсказав ту или иную когнитивную стратегию.
Интерактивный урок чтения может быть использован как для групповой работы в классе, так и для самостоятельных занятий дома.
После того, как урок завершён, можно предложить учащимся выполнить творческие задания из Приложения к онлайн-уроку, PDF-формат которого позволяет по-разному организовать эту работу (в том числе и на бумажном носителе). Задания Приложения не повторяют задания урока, они позволяют расширить и углубить понимание текста за счёт осмысления прочитанного и формулирования на письме собственного мнения и «личностного смысла» (термин А.Н Леонтьева). В Приложении также имеется кроссворд, разгадать который можно только в том случае, если вы внимательно прочитали текст рассказ.
В мультимедийный комплекс «Достоевский на интерактивном уроке чтения» входят также дополнительные ресурсы: аудио- и видеотексты, которые вы можете использовать по своему усмотрению.
Уверена, интерактивный урок чтения по рассказу Ф.М. Достоевского «Ёлка и свадьба» понравится вашим ученикам! И надолго останется в памяти!
Желаю удачи!
1 Кулибина Н.В. Методика обучения чтению художественной литературы: монография. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2021.
2 О ситуации текста, её основных компонентах и ключевых текстовых единицах можно прочитать там же.