ЛЕРМОНТОВ
НА ИНТЕРАКТИВНОМ УРОКЕ ЧТЕНИЯ
Открытый мультимедийный комплекс
по обучению чтению художественной литературы
Если сравнить написанное Лермонтовым с количеством прожитых им лет, то становится очевидно, что перед нами гений.
В 14 лет, поступив в Московский университет, он начал сочинять стихи, в 15 написал первую редакцию поэмы «Демон», в 20 – драму в стихах «Маскарад», в 23 – стихотворение «Бородино», в 24 закончил первый в русской литературе психологический роман «Герой нашего времени». А в 26 лет Лермонтова не стало: он был убит на дуэли. Незадолго до смерти Лермонтов обращался к императору Николаю I с просьбой об отставке: он собирался заняться исключительно писательством, а также основать свой литературный журнал.
Это о нём Лев Толстой сказал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

ИНСТИТУТ ПУШКИНА
представляет мультимедийный образовательный комплекс по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» (1837)
О ПРОЕКТЕ   
Мультимедийный комплекс «ЛЕРМОНТОВ на интерактивном уроке чтения» предназначен для обучения чтению художественной литературы изучающих русский язык как иностранный/неродной (14+ В1), билингвов и носителей русского языка. Центральным элементом комплекса является цикл из двух интерактивных уроков чтения по стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (1837).

О выборе художественного текста

При выборе художественных текстов для учебного процесса можно руководствоваться различными резонами. С нашей точки зрения, основным является цель учебного занятия. В том случае, когда речь идёт об обучении чтению (как пониманию) художественной литературы, необходимо в первую очередь принимать во внимание соответствие текста интересам, возможностям и потребностям потенциального читателя. Учёт интересов (прежде всего, возраста и уровня владения русским языком) позволяет сделать чтение текста, само по себе непростое занятие для не очень опытного читателя, более привлекательным, когда желание понять, что происходит, мотивирует и побеждает страх перед трудностями.

Выбор стихотворения «Бородино» дался непросто. Были рассмотрены многие произведения Лермонтова: поэмы «Мцыри» и «Демон», главы из «Героя нашего времени», первого в русской литературе психологического романа, стихотворения, написанные в разные годы.

Решающую роль сыграл… учёт интересов потенциальной аудитории – подростков (прежде всего, мальчиков, не самых усердных читателей художественных книг). Представилось, что события военной истории, «живые» картины ожесточённого боя, примеры героизма русских солдат и офицеров и, не в последнюю очередь, перечисление видов оружия, названий родов войск и др., к тому же всё это рассказанное очевидцем, участником легендарного сражения у села Бородино, вошедшего в мировую историю как место славы русского оружия, не могут оставить равнодушными будущих защитников Отечества.

О методике

Стихотворение «Бородино» довольно большое: в нём 14 строф по 7 строк каждая. Работа над художественным текстом на уроке чтения, как очном, так и в цифровой среде, предполагает, помимо непосредственного восприятия текста, его осмысление, обсуждение ключевых текстовых единиц, ответы на вопросы и выполнение заданий. Из сказанного становится ясным, что выполнить все необходимые действия в рамках одного учебного занятия невозможно. Поэтому было принято решение разделить текст стихотворения на два урока, что оказалось довольно простым делом: текст как бы сам распался на равные части, не нарушая логики повествования. При этом текст не подвергался адаптации и/или сокращению, что является одним из основных принципов нашей методики1.

Как и в других уроках чтения2, в этом проекте работа над текстом предполагает три этапа: пред-, при- и послетекстовый. Особенность структуры учебного комплекса по стихотворению «Бородино» состоит в том, что предтекстовый этап есть только в первом уроке, притекстовый и послетекстовый – в первом и втором.

Цель краткой предтекстовой подготовки – знакомство с автором и историей создания произведения. Здесь нет традиционных лексико-грамматических заданий, так как читатель уровня В1 уже владеет основами русской грамматики, а преодолению лексических трудностей будут способствовать вопросы и задания с использованием когнитивных стратегий идентификации незнакомого слова и др. Однако в данном случае предтекстовая подготовка содержит больше информации, чем обычно. Так как речь идёт о важном историческом событии, необходимо было подготовить читателя, сообщив нужную дополнительную информацию, которая, являясь фоном описываемых событий, поможет лучше понять и представить написанное поэтом.

Поскольку обучение читательской деятельности (как и любой другой) возможно только в процессе этой деятельности, основным этапом урока чтения является притекстовый, когда происходит непосредственное восприятие текста.

Каждая часть текста для удобства последовательно разделена на фрагменты: и в первой, и во второй части их по 7. Нумерация фрагментов сквозная. В первом фрагменте первого урока читателю предлагается познакомиться с первой строфой, к которой даётся 10 вопросов и заданий. Во втором фрагменте этого урока повторяется первая строфа и добавляется вторая, к которой даются 2 задания и 2 вопроса. Далее работа по фрагментам строится аналогично. После седьмого фрагмента подводится итог прочитанному и задаётся вопрос. Если читатель затрудняется с ответом, то у него есть возможность повторить всё сначала. Далее при желании читатель может или перейти ко второму уроку по этому стихотворению, или на время приостановить работу.

Интерактивные вопросы и задания помогают читателю обдумать прочитанное. К каждому фрагменту предлагается от 1 до 10 заданий в тестовом формате, цель которых состоит не в снятии отдельных трудностей или комментировании, а в том, чтобы помочь неопытному читателю «увидеть» ключевые текстовые единицы и составить в своём воображении «проекцию текста» (термин Н.А. Рубакина): представить то, о чём пишет поэт. При необходимости даются краткие комментарии к лингвострановедческим объектам, прежде всего архаизмам, упоминаниям устаревших реалий, которые, не являясь ключевыми для данного текста, придают ему особый временной колорит и дополнительно характеризуют героя или событие.

Вопросы и задания сформулированы интерактивно, т.е. таким образом, чтобы, с одной стороны, побудить читателя к поиску ответа или решения, а с другой – указать ему возможный путь размышлений, подсказав ту или иную когнитивную стратегию.

Художественный текст, как и любой другой аутентичный текст, имеет коммуникативную природу, являясь, по словам А.А. Леонтьева, «свёрнутым коммуникативным актом», что само по себе создаёт на уроке чтения условия для «разворачивания» взаимодействия читателя и автора. Комплекс интерактивных вопросов и заданий способствует активизации этой деятельности. Со временем читатель учится самостоятельно задавать нужные вопросы и получать ответы на них в тексте.

Послетекстовая работа второго урока содержит задание обобщить прочитанное, также предлагается познакомиться с видеозаписями чтения стихотворения «Бородино» профессиональным актёром. После урока читатель может продолжить знакомство с лермонтовским текстом, заглянув в иллюстрированное pdf-приложение с творческими заданиями, в котором также содержатся интересные сведения об истории создания стихотворения (в частности, о том, как 23-летнему поэту удалось так достоверно передать детали события, участником которого он не был), а также о том, что произошло сразу после Бородинского сражения.

Мобильные приложения, содержащие интерактивные офлайн-уроки чтения и филворды, можно использовать вне цифровой среды.

Обучающий комплекс дополнен сценарием очного урока чтения, который содержит методический аппарат ‒ комплекс вопросов и заданий к пред-, при- и послетекстовому этапам работы над художественным текстом, а также раздел «Ключи». Используя этот сценарий, учитель может самостоятельно провести урок чтения по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино».

1 Н.В. Кулибина Методика обучения чтению художественной литературы: монография. ‒ М.: Флинта, 2024. ‒ 4-е изд. расширенное и дополненное и другие публикации, например: Читаем стихи русских поэтов: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный. ‒ СПб.: 2019. ‒ 6-е изд.

2 См. электронные ресурсы: Интерактивный авторский курс «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой», мультимедийные комплексы «Достоевский на интерактивном уроке чтения» и «Пушкин на интерактивном уроке чтения».

О ПАМЯТНИКАХ   
Первым мы видим изображение Лермонтова на одном из самых знаменитых памятников отечества «Тысячелетие России», который был установлен в 1862 году в Великом Новгороде. Нижнюю часть памятника опоясывает фриз из 109 фигур, изображающих, по замыслу скульптора М.О. Микешина, «всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума, науки и т.п. способствовали возвеличению России». Задумавшийся Лермонтов стоит между двумя Александрами ‒ Грибоедовым и Пушкиным.

Сюжет памятника «Тысячелетие России» сменяет изображение самого первого памятника Лермонтову, установленного летом 1889 года в Пятигорске, недалеко от места последней дуэли, на средства почитателей таланта безвременно погибшего поэта. Для сбора средств устраивали лотереи, собирали пожертвования на Лермонтовских чтениях и концертах. Деньги жертвовали представители всех сословий: дворяне, военные, крестьяне... «Как живой», – отзывались о памятнике те, кто знал Лермонтова. Скульптору А.М. Опекушину удалось добиться потрясающего внешнего сходства и выразительности благодаря тому, что в качестве образца он использовал акварельный автопортрет, подаренный поэтом Варваре Лопухиной.

Геленджик – ещё одно место, которое хранит память о поэте, расположено на Черноморском побережье Кавказа. По воспоминаниям жителей города, современников Лермонтова, поэт любил прогуливаться по сосновой роще, направляясь к морю, стоять на берегу, любуясь переменчивой водной гладью. В 1956 году здесь был установлен памятник из недолговечного материала (бетона), позднее заменённый на бронзовый монумент работы ленинградского скульптора Л.М. Торича. Лермонтов, одетый в офицерскую форму XIX века, стоит, скрестив руки на груди, и задумчиво глядит вдаль.

В Ставрополе Лермонтов бывал с 1837 по 1841 год не один раз. В то время там начальником штаба Кавказской линии служил его дядя П.И. Петров, и поэт пользовался любой возможностью повидаться с ним. Памятник по проекту скульптора Н.Ф. Санжарова был открыт 15 октября 1994 года в день 180-летия со дня рождения поэта (статуя отлита на Санкт-Петербургском заводе). Деньги на памятник собирали все жители Ставропольского края. Скульптура стоит на невысоком широком постаменте, облицованном мрамором, на фоне деревьев в начале главной аллеи сквера: Михаил Юрьевич в армейском мундире идёт по городу, слегка ссутулившись, сцепив руки за спиной, полы шинели раздуваются, как будто в спину поэту дует ветер.

В феврале 1837 года Михаил Лермонтов был отправлен в ссылку на Кавказ. Особенности горской жизни и живописная природа нашли своё отражение во многих произведениях поэта. Памятник работы грузинского скульптора А.М. Мчедлишвили установлен в Грузии, недалеко от Мцхеты, рядом с Военно-Грузинской дорогой. Отлитый в бронзе Лермонтов стоит в символическом месте между монастырями Джвари (Крест) и Светицховели (Животворящий столп) по дороге из Тбилиси в Батуми. Именно с высоты монастыря Джвари открывается вид на слияние двух рек, вдохновивший поэта написать следующие строки поэмы «Мцыри»:

Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры.

Идея создать памятник Лермонтову в Москве появилась ещё в 1941 году, в год 100-летия со дня гибели поэта, но помешала Великая Отечественная война. Памятник работы скульптора И.Д. Бродского был открыт только в июне 1965 года на площади Красных ворот, которая с 1941 года носила имя поэта в память о том, что здесь, в доме Арсеньевых, в ночь со 2 на 3 октября 1814 года родился Михаил Лермонтов. Поэт изображён в движении. Фигура заключена в строгий военный сюртук, но порывы ветра развевают его полы и треплют воротник, открывая грудь поэта навстречу стихии. Очень выразителен портрет ‒ задумчивое юношеское лицо с устремлённым в себя, пронизанным глубоким драматизмом печальным взглядом. За основу скульптором был взят автопортрет Лермонтова, созданный в 1837 году, тот же, который был использован при создании памятника в Пятигорске. На постаменте выгравированы строки поэта:

Москва, Москва!.. Люблю тебя, как сын,
Как русский, ‒ сильно, пламенно и нежно.

Ещё один памятник был открыт в 1978 году в городе Пензе, недалеко от которого находится имение бабушки поэта ‒ Тарханы, где Лермонтов провёл своё детство. Скульптор В.Г. Стамов изобразил поэта в полный рост, одетым в военный сюртук, печальным и задумчивым, со склонённой вниз головой. Правую руку Михаил Юрьевич прижимает к груди. Памятник выполнен из бронзы, а гранитный пьедестал выкрашен в красный цвет. Стоит около пензенской библиотеки, также носящей имя Михаила Лермонтова. В Пензе же находится и второй по времени установления памятник поэту. Бюст Лермонтова в натуральную величину был отлит на петербургской фабрике художественной бронзы по модели петербургского скульптора И.Я. Гинцбурга и торжественно, при огромном стечении народа открыт 17 мая 1892 года в живописном сквере, позже названном именем поэта.

Памятников русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову в мире немало. Они установлены в России и зарубежных странах: в Грузии, Китае, Малайзии, Словении и Шотландии.

СОВЕТЫ ЧИТАТЕЛЯМ   
Дорогой читатель!

Перед вами одно из самых известных стихотворений в русской литературе, написанное более двух столетий назад, но актуально звучащее и сейчас. Это стихотворение (или строчки из него) о событии, которое произошло в начале XIX века, знает каждый выпускник российской средней школы.

Читать это стихотворение нелегко, но результат, безусловно, превзойдёт все ожидания. Постарайтесь не просто «скользить» по поверхности текста, а вдумываться, заглядывать в глубину и ответить на вопросы, что же произошло осенью 1812 года и почему вся Россия до сих пор помнит про день Бородина?

Позволю себе несколько советов.

Совет 1.
Не отступайте перед трудностями! Лермонтов писал для читателей, поэтому внимательный заинтересованный читатель обязательно сможет понять написанное русским поэтом.

Совет 2.
Для удобства неспешного чтения текст стихотворения разделён на две части по 7 строф. Работа над текстом представлена в двух уроках. В каждом уроке текст разделён на фрагменты. Такое предъявление текста поможет вам сосредоточиться и обратить внимание на детали, которые могут ускользнуть при быстром чтении. Не забегайте вперёд, не пропускайте ничего!

Совет 3.
В первом фрагменте первого урока вам предлагается познакомиться с первой строфой, к которой даётся 10 вопросов и заданий. Во втором фрагменте повторяется первая строфа и добавляется вторая, к которой даются 2 задания и 2 вопроса. Далее работа по фрагментам строится аналогично. После знакомства с седьмой строфой вы можете перечитать все семь строф первого урока, а также перейти ко второму уроку по этому стихотворению.

Совет 4.
Время выполнения каждого задания и количество попыток выбора правильного ответа не ограничивается. Вы можете выполнять задания спокойно, не торопясь. Тестовый формат заданий – гарантия того, что правильный ответ обязательно будет найден! После правильного ответа можно переходить к следующему заданию.

Совет 5.
Обратите внимание, что в конце второго урока, после того как прочитаны все строфы стихотворения и выполнены все задания к ним, вам предлагается посмотреть 2 видеозаписи чтения этого стихотворения профессиональным актёром. Вы можете выбрать одну из них, а лучше посмотреть обе. Не пропустите это задание!

Совет 6.
После внимательного чтения загляните в pdf-приложение с творческими заданиями и… кроссвордом со словами из текста стихотворения М.Ю. Лермонтова, там вас ждёт много интересного!

Возможно, вам захочется выучить стихотворение «Бородино» (или отрывок из него) наизусть, в этом вам помогут уроки «Читаем сами» и «Учим наизусть». Попробуйте ‒ и у вас получится!

Можно читать стихотворение и выполнять задания онлайн на стационарном или мобильном устройстве или, скачав мобильное приложение, заниматься офлайн в любом удобном месте, даже если там нет интернета!

Желаю интересного чтения!

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ   
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
по использованию мультимедийного комплекса в учебном процессе

Уважаемый коллега!

Мультимедийный образовательный комплекс по обучению чтению русской художественной литературы «ЛЕРМОНТОВ на интерактивном уроке чтения» предназначен для использования в аудитории носителей русского языка, билингвов, а также изучающих русский язык как иностранный/неродной. Ядром комплекса являются два интерактивных урока чтения по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» (14+ В1). Каждый из уроков предлагается в двух версиях «ЧИТАТЕЛЯМ» и «УЧИТЕЛЯМ». Первая версия требует от читателя строгого соблюдения последовательности чтения фрагментов текста и выполнения всех заданий и ответов на все вопросы. Вторая даёт пользователю бо́льшую свободу перемещения в рамках урока, выбор любого фрагмента и любого задания из предлагаемых к этому фрагменту.

Возможность применения материалов комплекса в столь разных учебных аудиториях объясняется спецификой методики, использованной при их создании1. Её основные принципы – использование исключительно аутентичных (не подвергавшихся адаптации и/или сокращению) художественных текстов; учёт универсальных психологических механизмов читательской деятельности; организация урока чтения по модели естественного взаимодействия читателя и книги в реальных условиях: не содержат элементов «настройки» на одну какую-то группу учащихся. Индивидуализация обучения достигается выбором художественного текста, соответствующего возрасту (актуально для всех групп) и уровню владения русским языком (актуально прежде всего для инофонов) потенциального читателя. В соответствии с программой по литературе стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» изучается в 5-м классе российской школы.

Значительный объём текста стихотворения продиктовал его разделение на две равные части (по 7 строф). Хочется верить, что этот приём не был абсолютно чуждым для атмосферы художественного текста. Кроме того, при желании можно не прерывать работу над стихотворением, т.к. в конце первого урока предлагается переход ко второму уроку.

Интерактивные уроки чтения можно использовать не только для групповой работы в классе, но и самостоятельных занятий дома. В уроках есть всё, что необходимо читателю для понимания художественного текста, и дополнительная помощь или справочные материалы не требуются. Правильные/неправильные варианты ответов на вопросы и задания предлагаются списком на выбор. Время выбора и количество попыток не ограничено, так что правильный ответ в любом случае будет найден (пусть даже методом тыка), а следующий за правильным ответом краткий комментарий объяснит его. Реплики-комплименты: умница, молодец, верный выбор и др. поддерживают у читателя уверенность в своих силах.

С интерактивными уроками чтения можно знакомиться как онлайн на стационарном или мобильном устройстве, так и, скачав мобильное приложение, заниматься офлайн в любом удобном месте, даже если там нет интернета.

Мультимедийный комплекс также содержит сценарий очного урока по этому стихотворению. Используя его, учитель может самостоятельно провести урок чтения в своём классе/аудитории. Вопросы и задания предлагаются до, в процессе и после чтения, а правильные ответы можно найти в разделе «Ключи». За исключением этих приёмов, вызванных условиями проведения урока, методика остаётся той же.

После того, как стихотворение прочитано, можно предложить учащимся выполнить творческие задания из Приложения к онлайн-урокам, pdf-формат которого позволяет по-разному организовать работу, в том числе и на бумажном носителе. Задания Приложения не повторяют задания уроков, они позволяют расширить и углубить понимание текста за счёт осмысления прочитанного и формулирования на письме собственного мнения и «личностного смысла» (термин А.Н. Леонтьева). В Приложении также имеется кроссворд, разгадать который можно только в том случае, если вы внимательно прочитали текст стихотворения.

На сайте мультимедийного образовательного комплекса «ЛЕРМОНТОВ на интерактивном уроке чтения» размещены также дополнительные ресурсы: аудио- и видеотексты, которые учитель может использовать по своему усмотрению.

Хочется надеяться, что мультимедийный комплекс по стихотворению «Бородино» будет хорошим подарком к юбилею Михаила Юрьевича Лермонтова, понравится читателям – ученикам и учителям! И надолго останется в памяти!

Желаю удачи!

 

1 Н.В. Кулибина Методика обучения чтению художественной литературы: монография. – М.: Флинта, 2024. – 4-е изд, расширенное и дополненное.
ВЕБИНАРЫ   

10-14 сентября 2024
Презентация нового проекта Института Пушкина – Галереи мультимедийных комплексов «Русская классика на интерактивном уроке чтения» и её третьего выпуска, посвящённого юбилейному году М.Ю. Лермонтова, в рамках VIII Конгресса РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России» (с международным участием) в г. Красноярске.

ОТЗЫВЫ
Сергей Сергеевич Хромов, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка и истории литературы Московского политехнического университета
Поздравляю вас! Это просто супер! Я восхищён.
Светлана Парминг, член президиума МАПРЯЛ, председатель Ассоциации учителей русского языка Швеции, преподаватель русского языка как родного в Муниципалитете Накка, Стокгольм, Швеция
Огромная благодарность за проект с интерактивными уроками по стихотворению «БОРОДИНО» Михаила Юрьевича Лермонтова. Материал выложен в таком порядке, что покрывает все потребности как ученика, так и учителя.
Учителю не нужно подбирать дополнительный материал о писателе, а ученику предоставляется возможность прослушать или посмотреть произведение, сверить свои догадки с несколькими версиями и получить широкое представление не только о задумке автора, но и исторических событиях прошлых веков.
Проект, созданный в Институте Пушкина, можно использовать в любой стране, с любыми возрастными группами как в классах, так и при домашнем обучении.
Желаем авторам и дальше радовать нас своими уроками!
Эрика Коста (Италия), аспирантка Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина
Мультимедийный комплекс «Лермонтов на интерактивном уроке чтения» является ценным ресурсом не только для изучающих русскую литературу и русский язык, но и для преподавателей. Маленькая биография вводит читателя в жизнетекст поэта, можно нажимать на названия произведений Лермонтова, чтобы узнать краткую информацию о них. Несмотря на то, что уроки дистанционные, они характеризуются тем, что устанавливается диалог с читателем/слушателем, который, вспомнив свои предыдущие знания, может начать сам вдумываться в смысл произведения. Затем он может сравнить своё мнение с тем, что предлагает преподаватель («Хотите знать мое мнение?»). Устанавливается аутентичный диалог, где можно по-настоящему и свободно обменяться мнениями.
В предтекстовой части есть ссылки на произведения других русских писателей, которые обращались к тем же событиям (что и Лермонтов) и даны исторические сведения, необходимые для полноценного понимания текста. Помимо этого, в процессе урока показываются иллюстрации и картины, помогающие читателю понять значение терминов или представить себе описанное. Это создаёт огромный междисциплинарный потенциал платформы, обогащающий читателя: от литературы, через историю к искусству. Читатель замечает это, уже заходя на сайт: с правой стороны показаны памятники М.Ю. Лермонтову, информация о которых находится внизу в разделе «Памятники».
В тексте стихотворения на всех словах показано ударение для улучшения произношения иностранного читателя, а во время чтения слова выделяются (как в караоке). Это является большим плюсом для понимания ритма и определения стихотворного размера, что обычно представляет трудность для иностранных учащихся. Кроме того, в заданиях обращается внимание на стилистические приемы и это полезно для анализа поэтики. Вопросы и задания обращают внимание читателя на пунктуацию, устойчивые выражения и устаревшую или разговорную лексику.
В ответах даются синонимы к трудным словам стихотворения, чтобы читатель мог по-другому выразить содержание и смысл произведения. Читатель знакомится с новой русской лексикой, которую он может использовать при общении с русскоговорящими. Также объясняется, когда слова употреблены в ироническом смысле, что приучает читателя читать между строк. Когда у читателя возникают сомнения в том, почему некоторые ответы правильны, а другие нет, в комментарии сразу объясняется, почему какой-то выбор не может быть верным. В заданиях можно взаимодействовать с самим текстом, искать ответы в нём или узнавать значения слов, нажимая на них. Также можно ответить на вопросы, просто выбирая ответы. При этом щёлкать ответ можно только тогда, когда все возможные ответы прозвучали: таким образом читатель думает перед ответом и не спешит.
Очень удобно то, что для сравнения строф они положены рядом друг с другом, чтобы сразу обнаружить разницу и сходство. Отметим, что выделяются самые цитируемые строки стихотворения, а это для иностранца очень ценно, поскольку, когда он их услышит во время разговора с носителями языка, сможет понять, о чем идет речь и почувствовать себя частью русской культуры. Тон преподавателя меняется в зависимости от того, озвучивает она молодого или старшего собеседника, а в конце ролика можно насладиться драматическим чтением актера В. Баринова.
В конце обеих частей вкратце излагается содержание стихотворения и делаются выводы. Это важно для того, чтобы вспомнить и задуматься о прочитанном. Нельзя оставить без внимания PDF-приложение, где можно сочинять, фантазировать, выполнять творческие задания, углубить свои знания об исторических событиях и литературных произведениях, где упоминаются те же исторические события, и разгадать кроссворд. В конце чтения предлагается выучить стихотворение наизусть, используя ресурс «Учим наизусть». Ресурс опирается на технологии распознавания речи, что делает заучивание наизусть очень увлекательным.
В нижней части главной страницы сайта указаны ссылки на другие проекты по чтению. Как и остальные, этот проект хорошо продуман в каждой своей части. Он очень полезен для учащихся, делает процесс чтения динамичным, поддерживает интерес и активное участие читателя. Очень надеюсь, что в будущем появятся еще похожие проекты!

 


Яндекс.Метрика
© Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2024
Разработка и сопровождение: Центр разработки цифровых решений
Использование материалов допускается только в личных некоммерческих целях и при наличии активной ссылки на источник.
Любое другое использование материалов допускается только с согласия администрации сайта.