Мультимедийный комплекс «ЛЕРМОНТОВ на интерактивном уроке чтения» предназначен для обучения чтению художественной литературы изучающих русский язык как иностранный/неродной (14+ В1), билингвов и носителей русского языка. Центральным элементом комплекса является цикл из двух
интерактивных уроков чтения по стихотворению Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино» (1837).
О выборе художественного текста
При выборе художественных текстов для учебного процесса можно руководствоваться различными резонами. С нашей точки зрения, основным является цель учебного занятия. В том случае, когда речь идёт об обучении чтению (как пониманию) художественной литературы, необходимо в первую очередь принимать во внимание соответствие текста интересам, возможностям и потребностям потенциального читателя. Учёт интересов (прежде всего, возраста и уровня владения русским языком) позволяет сделать чтение текста, само по себе непростое занятие для не очень опытного читателя, более привлекательным, когда желание понять, что происходит, мотивирует и побеждает страх перед трудностями.
Выбор стихотворения «Бородино» дался непросто. Были рассмотрены многие произведения Лермонтова: поэмы «Мцыри» и «Демон», главы из «Героя нашего времени», первого в русской литературе психологического романа, стихотворения, написанные в разные годы.
Решающую роль сыграл… учёт интересов потенциальной аудитории – подростков (прежде всего, мальчиков, не самых усердных читателей художественных книг). Представилось, что события военной истории, «живые» картины ожесточённого боя, примеры героизма русских солдат и офицеров и, не в последнюю очередь, перечисление видов оружия, названий родов войск и др., к тому же всё это рассказанное очевидцем, участником легендарного сражения у села Бородино, вошедшего в мировую историю как место славы русского оружия, не могут оставить равнодушными будущих защитников Отечества.
О методике
Стихотворение «Бородино» довольно большое: в нём 14 строф по 7 строк каждая. Работа над художественным текстом на уроке чтения, как очном, так и в цифровой среде, предполагает, помимо непосредственного восприятия текста, его осмысление, обсуждение ключевых текстовых единиц, ответы на вопросы и выполнение заданий. Из сказанного становится ясным, что выполнить все необходимые действия в рамках одного учебного занятия невозможно. Поэтому было принято решение разделить текст стихотворения на два урока, что оказалось довольно простым делом: текст как бы сам распался на равные части, не нарушая логики повествования. При этом текст не подвергался адаптации и/или сокращению, что является одним из основных принципов нашей методики1.
Как и в других уроках чтения2, в этом проекте работа над текстом предполагает три этапа: пред-, при- и послетекстовый. Особенность структуры учебного комплекса по стихотворению «Бородино» состоит в том, что предтекстовый этап есть только в первом уроке, притекстовый и послетекстовый – в первом и втором.
Цель краткой предтекстовой подготовки – знакомство с автором и историей создания произведения. Здесь нет традиционных лексико-грамматических заданий, так как читатель уровня В1 уже владеет основами русской грамматики, а преодолению лексических трудностей будут способствовать вопросы и задания с использованием когнитивных стратегий идентификации незнакомого слова и др. Однако в данном случае предтекстовая подготовка содержит больше информации, чем обычно. Так как речь идёт о важном историческом событии, необходимо было подготовить читателя, сообщив нужную дополнительную информацию, которая, являясь фоном описываемых событий, поможет лучше понять и представить написанное поэтом.
Поскольку обучение читательской деятельности (как и любой другой) возможно только в процессе этой деятельности, основным этапом урока чтения является притекстовый, когда происходит непосредственное восприятие текста.
Каждая часть текста для удобства последовательно разделена на фрагменты: и в первой, и во второй части их по 7. Нумерация фрагментов сквозная. В первом фрагменте первого урока читателю предлагается познакомиться с первой строфой, к которой даётся 10 вопросов и заданий. Во втором фрагменте этого урока повторяется первая строфа и добавляется вторая, к которой даются 2 задания и 2 вопроса. Далее работа по фрагментам строится аналогично. После седьмого фрагмента подводится итог прочитанному и задаётся вопрос. Если читатель затрудняется с ответом, то у него есть возможность повторить всё сначала. Далее при желании читатель может или перейти ко второму уроку по этому стихотворению, или на время приостановить работу.
Интерактивные вопросы и задания помогают читателю обдумать прочитанное. К каждому фрагменту предлагается от 1 до 10 заданий в тестовом формате, цель которых состоит не в снятии отдельных трудностей или комментировании, а в том, чтобы помочь неопытному читателю «увидеть» ключевые текстовые единицы и составить в своём воображении «проекцию текста» (термин Н.А. Рубакина): представить то, о чём пишет поэт. При необходимости даются краткие комментарии к лингвострановедческим объектам, прежде всего архаизмам, упоминаниям устаревших реалий, которые, не являясь ключевыми для данного текста, придают ему особый временной колорит и дополнительно характеризуют героя или событие.
Вопросы и задания сформулированы интерактивно, т.е. таким образом, чтобы, с одной стороны, побудить читателя к поиску ответа или решения, а с другой – указать ему возможный путь размышлений, подсказав ту или иную когнитивную стратегию.
Художественный текст, как и любой другой аутентичный текст, имеет коммуникативную природу, являясь, по словам А.А. Леонтьева, «свёрнутым коммуникативным актом», что само по себе создаёт на уроке чтения условия для «разворачивания» взаимодействия читателя и автора. Комплекс интерактивных вопросов и заданий способствует активизации этой деятельности. Со временем читатель учится самостоятельно задавать нужные вопросы и получать ответы на них в тексте.
Послетекстовая работа второго урока содержит задание обобщить прочитанное, также предлагается познакомиться с видеозаписями чтения стихотворения «Бородино» профессиональным актёром. После урока читатель может продолжить знакомство с лермонтовским текстом, заглянув в иллюстрированное pdf-приложение с творческими заданиями, в котором также содержатся интересные сведения об истории создания стихотворения (в частности, о том, как 23-летнему поэту удалось так достоверно передать детали события, участником которого он не был), а также о том, что произошло сразу после Бородинского сражения.
Мобильные приложения, содержащие интерактивные офлайн-уроки чтения и филворды, можно использовать вне цифровой среды.
Обучающий комплекс дополнен сценарием очного урока чтения, который содержит методический аппарат ‒ комплекс вопросов и заданий к пред-, при- и послетекстовому этапам работы над художественным текстом, а также раздел «Ключи». Используя этот сценарий, учитель может самостоятельно провести урок чтения по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино».
1 Н.В. Кулибина Методика обучения чтению художественной литературы: монография. ‒ М.: Флинта, 2024. ‒ 4-е изд. расширенное и дополненное и другие публикации, например: Читаем стихи русских поэтов: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный. ‒ СПб.: 2019. ‒ 6-е изд.
2 См. электронные ресурсы: Интерактивный авторский курс «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой», мультимедийные комплексы «Достоевский на интерактивном уроке чтения» и «Пушкин на интерактивном уроке чтения».