Предлагаемый мультимедийный комплекс «ПУШКИН на интерактивном уроке чтения» предназначен для обучения чтению художественной литературы изучающих русский язык как иностранный/неродной (12+ В1), билингвов и носителей русского языка. Центральным элементом комплекса является цикл интерактивных уроков чтения по повести Александра Сергеевича Пушкина из сборника «Повести Белкина».
О первом прозаическом опыте Пушкина – «Повести Белкина»
Осенью 1830 года в связи с карантином из-за эпидемии холеры Пушкин более полутора месяцев провёл в подаренном ему родителями к свадьбе подмосковном имении Болдино, где написал пять повестей – «сказочек», «побасенок», как он сам их называл. Это был первый прозаический опыт тридцатилетнего поэта и, чтобы обмануть строгих цензоров и придирчивых критиков, Пушкин отдал авторство неизвестному сочинителю, к тому же безвременно ушедшему в мир иной, – Ивану Петровичу Белкину.
Современники сначала повесть похвалили, а узнав, кто настоящий автор, раскритиковали (среди критиков был и В.Г. Белинский). Потомки же, среди которых были Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, оценили высоко, увидев в них начало великой русской прозы.
В сборнике «Повести Белкина» Пушкин объединил пять различных историй, как бы примеряя на себя (как автора) различные литературные формы, жанры, сюжеты, etс:
– историю о битве самолюбий и психологии мести («Выстрел),
– трагикомедию странной женитьбы («Метель»),
– рассказ о мрачном профессионале похоронного дела («Гробовщик»),
– вариацию сюжета притчи о «блудном сыне» («Станционный смотритель») и
– счастливую версию «Ромео и Джульетты» («Барышня-крестьянка»).
По мнению Сергея Довлатова: «Чудо «Повестей Белкина» именно в том, что это всего лишь «случаи из жизни», рассказанные без затей».
О выборе художественного текста
При выборе художественных текстов для учебного процесса можно руководствоваться различными резонами. С нашей точки зрения, основным является цель учебного занятия. В том случае, когда речь идёт об обучении чтению художественной литературы, необходимо в первую очередь принимать во внимание соответствие текста интересам, возможностям и потребностям потенциального читателя. Учёт интересов читателя позволяет сделать чтение текста, само по себе непростое занятие для не очень опытного читателя, более привлекательным для него, когда желание понять, что происходит, мотивирует и побеждает страх перед трудностями.
Представляется, что мастерски закрученная сюжетная интрига «Барышни-крестьянки», удивительно лёгкий пушкинский стиль, отличное знание автором психологии всех своих героев, вне зависимости от их пола и возраста, и, не в последнюю очередь, доброе и вместе с тем ироничное отношение ко всему, что попадает в поле зрения поэта, обеспечат нашему проекту по обучению чтению широкую аудиторию.
В работе отечественного филолога, специалиста по русской литературе XIX-ХХ веков, критика и педагога Аркадия Семёновича Искоза (1880–1968) нашлись удивительные строки, посвящённые этой повести А.С. Пушкина (удивительны они прежде всего потому, что обычно серьёзные литературоведы именно этой повести уделяют мало внимания). В статье о «Повестях Белкина» («Собрание сочинений А.С. Пушкина», 1910 г.) А.С. Искоз пишет: «Нам представляется, что однажды Пушкин встал в очень весёлом настроении, посмотрел на милый его сердцу деревенский пейзаж, на желтеющий с золотым отливом невдалеке лес... вспомнил про весёлую, живую, в естественном кокетстве способную выкидывать различные штуки, уездную барышню – пришёл от всего этого в шаловливое состояние, которое было так свойственно его не угасавшему с годами темпераменту, и написал дивную грациозную шутку – повесть «Барышню-крестьянку»... Вся повесть искрится весёлым юмором, радостным настроением, звонким, почти детским смехом, от которого не остаётся никакой горечи» (цит. по: https://www.literaturus.ru/2016/06/kritika-baryshnja-krestjanka-pushkin.html).
Таким образом, Пушкиным сделано всё, чтобы привлечь читателя к чтению, преподавателю необходимо всего лишь приложить усилия, чтобы не потерять его в процессе читательской деятельности.
О методике
Повесть «Барышня-крестьянка» представляет собой довольно значительный по объёму текст. Работа над художественным текстом на уроке чтения, как очном, так и в цифровой среде, предполагает, помимо непосредственного восприятия текста, его осмысление, обсуждение ключевых текстовых единиц, ответы на вопросы и выполнение заданий. Из сказанного становится ясным, что выполнить все необходимые действия в рамках одного учебного занятия невозможно. Поэтому нами было принято решение разделить текст повести на четыре урока, что оказалось довольно простым делом: текст как бы сам распался на практически равные части, не нарушая логики повествования. При этом текст не подвергался адаптации и/или сокращению, что является одним из основных принципов нашей методики1.
Как и в других уроках чтения2, в этом проекте работа над текстом предполагает три этапа: пред-, при- и послетекстовый. Особенность структуры учебного комплекса по повести «Барышня-крестьянка» состоит в том, что предтекстовый этап есть только в первом уроке, притекстовый – во всех четырёх, послетекстовый – завершающий – только в последнем четвёртом.
Цель краткой предтекстовой подготовки – знакомство с автором и историей создания произведения. Здесь нет традиционных лексико-грамматических заданий, так как читатель уровня В1 уже владеет основами русской грамматики, а преодолению лексических трудностей будут способствовать вопросы и задания с использованием когнитивных стратегий идентификации незнакомого слова и др.
Поскольку обучение чтению (как и любой другой деятельности) возможно только в процессе этой деятельности, основным этапом урока чтения является притекстовый, когда происходит непосредственное восприятие текста.
Притекстовая работа первого урока несколько отличается от других: она начинается с заданий о названии повести и эпиграфе к ней. Структура работы собственно с текстом во всех уроках аналогична, каждая часть текста для удобства последовательно разделена на фрагменты: в первой части их 10, во второй – 10, в третьей – 13 и в четвёртой – 7. Нумерация фрагментов в каждом уроке своя.
Смысловому восприятию текста читателем помогают интерактивные вопросы и задания. К каждому фрагменту предлагается от 1 до 6 заданий в тестовом формате, цель которых состоит не в снятии отдельных трудностей или комментировании, а в том, чтобы помочь неопытному читателю «увидеть» ключевые текстовые единицы, описывающие основные компоненты ситуации, и составить в своём воображении «проекцию текста» (термин Н.А. Рубакина): представить, как выглядят герои повести, оценить их поступки, догадаться о внутренних мотивах их поведения и др.
При необходимости даются краткие комментарии к лингвострановедческим объектам, прежде всего архаизмам, упоминаниям устаревших реалий, которые, не являясь ключевыми для данного текста, придают ему особый временной колорит и дополнительно характеризуют героя и/или событие (например, название любимого печатного издания старого Берестова «Сенатские ведомости»).
Вопросы и задания сформулированы интерактивно, т.е. таким образом, чтобы, с одной стороны, побудить читателя к поиску ответа или решения, а с другой – указать ему возможный путь размышлений, подсказав ту или иную когнитивную стратегию.
Художественный текст, как и любой другой аутентичный текст, имеет коммуникативную природу, являясь, по словам А.А. Леонтьева, «свёрнутым коммуникативным актом», что само по себе создаёт на уроке чтения условия для «разворачивания» взаимодействия читателя и автора. Комплекс интерактивных вопросов и заданий способствует активизации этой деятельности. Со временем читатель учится самостоятельно задавать нужные вопросы и получать ответы на них в тексте.
Завершающим моментом притекстовой работы первых трёх уроков является задание обобщить прочитанное и построить прогноз дальнейшего развития сюжета, в последнем фрагменте каждого урока завязывается своя интрига: будь то идея Лизы нарядиться крестьянкой или упоминание о событии, которое изменит отношения героев.
Послетекстовая работа присутствует только в последнем – четвёртом уроке, она содержит задание обобщить прочитанное и подумать над тем, могла бы эта история произойти в жизни: в пушкинское время? в наши дни? Послетекстовое задание не ставит точку, а предлагает продолжить знакомство с пушкинским текстом в иллюстрированном pdf-приложении к урокам чтения по повести «Барышня-крестьянка» с творческими заданиями и кроссвордом, а в мобильном приложении – с филвордом.
1 Н.В. Кулибина Методика обучения чтению художественной литературы: монография. ‒ М.: Флинта, 2023. ‒ 3-е изд. и другие публикации.
2 См. электронные ресурсы: Интерактивный авторский курс «Уроки чтения – праздник, который всегда с тобой», «Достоевский на интерактивном уроке чтения» и учебные пособия, например: Читаем стихи русских поэтов. ‒ СПб.: 2019, 6-е изд.